Пегас с 18 октября

Евро подешевел к рублю, туроператоры отмечают спрос на страны Европы

Вчера европейская валюта сдала очередной значимый рубеж обороны, опустившись ниже отметки 54 рубля за евро. Таким образом с февраля евро подешевел уже на 24 рубля. Первая реакция рынка на укрепление российской валюты проявилась еще в конце марта, когда активизировалось бронирование Европы на майские праздники. Сегодня общий курс на увеличение продаж сохраняется с некоторой корректировкой в зависимости от направления.

«Укрепляющийся рубль реально оживил спрос. По сравнению с предыдущими неделями продажи выросли в два раза, – говорит директор по туризму компании Travelsystem Ирина Лурье. Наибольшая активность чувствуется на чешском направлении, также зашевелились «испанские» туристы». Тем не менее, прошлогодних показателей, считает г-жа Лурье, текущему спросу пока достичь не удается. Общее отставание от аналогичного периода предыдущего сезона составляет порядка 30%.

Руководитель европейского отдела компании «Веди тур групп» Анна Ренейская считает, что падение курса евро помогло частично отыграть позиции таким направлениям, как Венгрия, Австрия и Франция. Разрыв по сравнению с прошлогодними показателями по Франции сократился до 20%, Австрии недостает лишь порядка 10%, а спрос на Венгрию практически сравнялся с 2014 годом. Г-жа Ренейская добавила, что по всем этим странам туроператор сократил свои объемы и отказался от жестких блоков, но туры без проблем формируются на основе регулярных рейсов. При этом, наконец, появилась глубина продаж, уже есть заявки вплоть до октября.

Влияние на продажи еще и сезонного фактора предполагает генеральный директор компании «Данко» Оксана Люлинцева: «Сложно сказать, что в итоге имело решающее значение: курс евро или приближение момента, когда вопрос об отдыхе уже нельзя откладывать». Так, если еще пару недель назад потребители покупали туры в основном на ближайшие даты, то сегодня уже идут бронирования на июнь и июль. Активизировался спрос и на групповые экскурсионные заезды, хотя месяц назад заявки шли по большей части от индивидуальных туристов. Спрашивают туры в средней ценовой категории – 500-600 евро с человека.

«К сожалению, одного только укрепления рубля недостаточно, чтобы спрос на турпоездки вернулся к своим докризисным показателям. Сильное влияние оказывает общая экономическая ситуация в России, а она сейчас не самая комфортная: уровень зарплат падает, идут сокращения рабочих мест», – отмечает исполнительный директор компании «ДВМ-тур» Николай Салатов. Он подтвердил, что оживление продаж на европейских направлениях присутствует, но оно не столь существенно, как хотелось бы. Есть явный перевес в пользу лечебных программ, глубина бронирований по экскурсионным турам не превышает полутора месяцев.

В том, что вопрос восстановления спроса выходит за рамки только валютной составляющей, согласна и заместитель генерального директора компании «Ванд» Марина Бузник. По ее данным, количество обращений от клиентов в последние дни действительно увеличилось, но предварительных бронирований по-прежнему немного. В основном туристы покупают путевки с выездом через месяц.

Новый курс евро создал и новую проблему: немало туристов захотели аннулировать предыдущую бронь, а то и оплаченный тур, чтобы тут же купить путевку, но по цене, привязанной к нынешнему курсу валюты. Особенно это стремятся сделать клиенты, которые покупали туры по раннему бронированию, когда курс евро был особенно высоким.

Как рассказала RATA-news директор по маркетингу компании «Туртранс-Вояж» Ирина Муштакова, клиент может на этом сэкономить до 10 тыс. рублей. Поскольку ситуация беспрецедентная, туроператор идет на подобную рокировку, ограничиваясь минимальными штрафами. По словам г-жи Муштаковой, рост продаж в апреле по сравнению с мартом составил 40%, где почти половину составляют клиенты, перебронирующие туры.

Не все операторы готовы уступать таким туристам, некоторые удерживают более значительные суммы, чтобы остановить перебронирование. Впрочем, в компании «Пегас Туристик», например, утверждают, что при аннулировании тура и покупке нового, даже заплатив компенсацию за понесенные оператором фактические затраты, турист все равно может остаться в выигрыше – если стоимость вновь приобретенного тура будет значительно ниже цены предыдущей сделки.

 

Нина Егоршева, RATA-news