Сколько кубометров носков купишь на 100 юаней?
Сегодня мы завершаем публикацию заметок корреспондента RATA-news, побывавшего в юго-восточном Китае по приглашению Туристического бюро провинции Чжэцзян и при содействии ассоциации «Мир без границ».
В город с бодрым и кратким названием Иу группа российских журналистов прибыла в середине путешествия по горам, озёрам и прочим красотам провинции Чжэ. Здешняя достопримечательность оказалась если и не впрямую туристической, то все же вполне достойной и посещения, и основательной прогулки.
«Внимание, люди! Въезжаем в столицу среднего и малого китайского опта, – громко сообщила в микрофон наш гид Таня Чжан. – Самый большой в мире рынок чулков, носков и колготов».
По уездному «городку», аналогу нашего райцентра (население «всего» 1,7 миллиона), ехали в пробках больше часа. Наконец, высадились у многокилометровых билдингов, напоминающих заводские корпуса.
Иуйскому рынку-монстру Футянь всего-то два-три десятилетия. Городская легенда-байка повествует, как весной 1982 года местная 40-летняя полунищая крестьянка прорвалась на приём к новому секретарю партийного комитета. Но на удивление не просить денег и еды для своих пятерых детишек, как это повелось в Китае со времен культурной и прочих революций. Неожиданно Фэн Айцань (теперь она герой-ветеран, гордость района) угостила начальника сигареткой. Тот от такой беспардонности оторопел, но разговор всё же завязался. Выяснилось: местные стражи порядка не дают житья немногочисленным оставшимся торговцам-лоточникам, гоняют их с рыночной площади. Секретарь Се Гаохуа вдруг понял: может, хотя бы торговля вытащит людей из коммунистического беспросвета? Начались согласования по высшему начальству.
Уже через несколько месяцев первые коммерсанты потянулись из пригородов с корзинами на коромыслах через плечо. Бурый сахар и самодельные швейные принадлежности тащили к государственному закупочному кооперативу. Меняли на куриный пух, которым славится провинция Чжэ, товар перепродавали. Рыночные отношения, как им и положено, сотворили чудеса. Жизнь стала налаживаться. Благо политическая обстановка в стране начала смягчаться еще в 1978 году с началом политики «реформ и открытия» Дэн Сяопина.
Сегодня Футянь – это миллионы квадратных метров торговых площадей. Почти 70 тысяч магазинов и павильонов, 1,7 миллиона наименований товаров, 200 тысяч работников. Настоящее торговое царство!
Специализация – мелкий ширпотреб: товары для дома и игрушки, сувениры и бижутерия. Перчатки, очки, сумки, посуда, ремни, подтяжки…
Есть и вовсе экзотические узкоспециализированные лавки – например, кальянов, среди которых иные исполнены в виде эйфелевых башен и рассчитаны, видимо, на особо утонченных эстетов.
Посетителей в павильонах в тот день было совсем немного, или нам так просто показалось – ведь подсчитано, что их проходит здесь до 200 тысяч за день. Видимо, они просто растворялись в километровых торговых анфиладах этажей. Так что хозяева и хозяйки восседали в своих офисах-склепах, в основном, в одиночестве – словно царьки и царицы.
Заметим: подавляющая часть товаров ориентирована, скорее, на местного восточного потребителя, как те кальяны. Так что желания накупить много и подешёвке как-то долго не возникало. К тому же мы забыли, что рынок-то оптовый, и например, увиденную симпатичную китайскую сувенирную кружечку пришлось приобретать сразу в количестве 6 штук – коробочкой. И потом делить на всю компанию. Если же вы отправляете партию товара на экспорт, здесь с вами станут разговаривать только после одного кубометра купленного!
Отдельной строкой и отдельным четырехэтажным корпусом шли так называемые художественные изделия. Огромные добротные картины «холст – масло» можно было унести с собой за какие-то ну совершенно символические юани.
Три отведенных на самостоятельную экскурсию по рынку часа истекали. Что-то непременно надо было купить. Пошли на журналистский эксперимент. Поскольку помнили, что Футянь специализируется на всем чулочно-носочном, решили выяснить: сколько килограммов (или кубометров?) носков можно купить на сто или, скажем, тысячу юаней?
Искомого товара «россыпью» мы быстро не обнаружили. Пришлось покупать в упаковках попарно. Дешевле 5-6 юаней ($1) за пару сторговать не удалось. Не увидели в нас опытные китайские продавцы серьезных торгашей-партнеров. Зато получили бонусы в виде пары колготок и легинсов для «рашн вимен».
Так можно ли считать город Иу туристическим местом? Как посмотреть, ведь только гостиниц в округе 650! Ресторанов тоже сотни – на любой вкус, полно, конечно, и русских, сами видели заведение «Москва». Так что, путешествуя по провинции Чжэцзян, мимо Иу проезжать не стоит. Вдруг купите что-то действительно стоящее. Качественное и по правильной китайской цене. А она если не в десять, то уж точно в пять раз меньше московской. И недалеко совсем – 250 километров всего от Шанхая!
…Путешествие по маленькой провинции Чжэ оказалось не таким уж маленьким. С десяток городов и городков, не одна тысяча автобусных километров, еще больше фотоснимков. Снова шанхайский аэропорт Пудун. Хорошо, что до Москвы прямой рейс. Ночь пролетает незаметно, и утром ты уже дома.
Алексей Чесноков, специально для RATA-news
Фото автора, Dreamstaim.com и Shutterstock.com
РОССИЯ
Ольга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»