Travelport с 18 января

Как «Домодедово» борется с катаклизмами

Как влияют на туристический рынок разнообразные политические, экономические и природные катаклизмы и как можно бороться с их последствиями. Свои соображения на эту тему высказал директор по маркетингу «Домодедово» Владимир Камынин на вчерашнем туристическом форуме, организованном аэропортом.

В ряду многочисленных природных катастроф, политических волнений и экономических трудностей в различных странах, потрясших туристический рынок за последние 10 лет, Владимир Камынин выделил несколько наиболее значительных – цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 году, глобальный экономический кризис, революции на Арабском Востоке. «В результате кризиса пассажиропоток у «Домодедово» сократился больше других аэропортов, так как у нас самая высокая среди столичных конкурентов доля туристических (59%) и внутренних (42%) авиаперевозок, которые больше всего и пострадали от экономических проблем. Кроме того, на объем потока повлияло банкротство Air Union и сокращение парка самолетов у «ВИМ-авиа» и S7», - рассказал г-н Камынин.

По его словам, больше всего «просели» во время кризиса «шопный Стамбул» (-56%), Барселона (-13%), а также Таиланд (-32%), где спаду способствовал не только кризис, но и политические волнения. Правда, Таиланд восстановился очень быстро – упав в марте 2009 года почти на 50%, к ноябрю того же года он вырос по сравнению с ноябрем 2008 на 40%.

«Для восстановления потока в кризис мы привлекли новые авиакомпании (в том числе, Nouvel Air, United, «Дагестанские авиалинии») и открыли 30 новых рейсов по России и за рубеж», - рассказал Владимир Камынин. В 2010 году пассажиропоток «Домодедово» вырос в сравнении с 2009 на 19,2%, составив 22 253 529 человек. Больше всего туристов перевезли авиакомпании «Трансаэро», «ВИМ-Авиа», «Уральские авиалинии», «Оренбургские авиалинии» и Emirates.

Волнения в арабских странах также серьезно повлияли на туристический рынок. В феврале поток туристов, вылетающих из «Домодедово» в Египет, сократился на 80%. На смену Египту пришли Турция, где поток вырос на 130%, Испания (+27%), Израиль (+14%), ОАЭ (+5,6%). «Правда, я ожидал, что рост по Эмиратам будет значительно больше», - отметил Владимир Камынин.

По его прогнозам, весной, при сохранении ограничений по Египту, могут вырасти потоки в Таиланд, Вьетнам, ОАЭ, Израиль. Летом - в Турцию, Грецию и Болгарию. «Однако очень сложно прогнозировать потоки в условиях полной неопределенности в Египте, куда в обычное время отправляется до 25% российских туристов», - добавил г-н Камынин. По его словам, также усложняет планирование неопределенная ситуация с ремонтом взлетной полосы во «Внуково» – пока непонятно, в какие аэропорты и в каком объеме будут перераспределяться пассажиры.

По прогнозу маркетологов «Домодедово», если запрет на Египет будет снят в ближайшее время, произойдет резкий скачок «отложенного» спроса, и направление быстро достигнет «дореволюционных» показателей. Если снятие запрета отложится до мая, восстановление будет более медленным и частичным. Если же Египет не откроется до лета, то, скорее всего, поток перераспределится по другим направлениям. «В любом случае, после открытия Египта рынок будет другим», - подчеркнул Владимир Камынин.

Как показала практика «Домодедово», способствовать росту потока на том или ином направлении может усиление конкуренции среди авиакомпаний или, например, снятие визовых барьеров. Так, после выхода на рынок британской авиакомпании bmi пассажиропоток на Лондон вырос в 2006 году на 14%. Также повлиял на рост потока в Австрию выход на направление авиакомпаний «Трансаэро» и Niki. А отмена виз в Израиль в сентябре 2008 году способствовала росту потока уже в октябре сразу на 43%.

По мнению исполнительного директора компании «Авиачартер» Александра Морозова, фактором, который будет способствовать повышению цен на туристические перевозки в 2011 году, станет дефицит самолетов. Кроме того, росту цен будет способствовать повышение стоимости авиакеросина вслед за ростом мировых цен на нефть. По мнению г-на Морозова, единственным направлением, куда может подешеветь перевозка, станет Болгария, где, благодаря решению Росавиации о допуске к полетам еще восьми авиакомпаний, снята монополия S7 как назначенного перевозчика. (Евгения Кареева, специально для RATA-news)