Кризис почти не снизил интереса к экотуризму
Туроператоры, предлагающие экологические туры, провели нынешний сезон довольно спокойно. «В сложившихся экономических и политических обстоятельствах можно было бы ожидать резкого роста продаж, но мы трезво смотрим на жизнь. Тем не менее, сезоном в целом довольны – продажи шли в ровном стабильном ритме», – рассказала генеральный директор Центра экологических путешествий Татьяна Калишевская.
Она добавила, что заказов к сегодняшнему дню реализовано даже больше, чем за 9 месяцев 2014 года, однако снизилось число крупных договоров. Средний чек не превышал 10-15 тыс. на человека, а длительность поездки – семи дней. В основном, люди выбирали маршруты, пролегающие ближе к центру России – от окрестностей Москвы до Урала. Среди дальних направлений особым спросом пользовались Алтай и Байкал. Президент Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала» Елена Ледовских добавила, что набирает темпы и Крым. На полуострове сохранилось немало интересных мест, куда с удовольствием едут любители экологических путешествий.
Экологический туризм объединяет тех, кто любит природу и нетривиальные путешествия с элементами приключений. Приверженцы такого, прямо скажем, не массового вида отдыха, презрев возможные бытовые неудобства, выбирают маршруты по национальным паркам и буферным зонам заповедников, едут в труднодоступные уголки нашей планеты, чтобы увидеть редкую птицу, осторожного зверя и нетронутые еще человеком места. Главное идейное содержание таких туров – познание и сбережение природы. В них часто присутствует познавательная составляющая – ученые читают лекции по географии и биологии, психологи проводят разнообразные тренинги. В продуктовой линейке есть и весьма доступные однодневные туры, и эксклюзивный, буквально штучный, а потому довольно дорогой товар.
Нынешний сезон привел в экотурфирмы новичков, в том числе довольно много небедных. Как предположила г-жа Калишевская, привыкнув не экономить на отдыхе, они, видимо, посчитали, что смогут эффективнее потратить деньги в родной стране. По мнению Елены Ледовских, переориентироваться им помогли не только скачки валют и политическая нестабильность, но и некоторая пресыщенность пляжами и дорогими виллами. Они уже везде побывали, многое видели, захотели необычных впечатлений – и отправились открывать для себя Россию. Оба эксперта подтвердили, что разочарованных среди них не было. Наиболее популярными в дорогом сегменте были путешествия на Камчатку и в Красноярский край на плато Путорана. Нашли своих почитателей и Сахалин, и остров Врангеля, и Чукотка, и Новая Земля.
Стоимость любой из таких поездок может достигать полумиллиона рублей на компанию из двух-трех человек. «У нас «выстрелила» Камчатка. Из-за огромного количества желающих посетить полуостров и ограниченности сезона мы даже были вынуждены уже в мае прекратить продажи. Особенно много клиентов было августе, буквально под завязку», – поделилась Татьяна Калишевская.
По нашей просьбе Елена Ледовских нарисовала усредненный портрет почитателя серьезных экопоездок. Это, как правило, мужчина от 35 до 55 лет, включенный в бизнес или работающий в госструктуре, руководитель или топ-менеджер, хорошо образованный, с живым любознательным умом, много путешествующий и не утративший желание удивляться. Часто ездят сплоченными дружескими компаниями.
Наши собеседницы отметили еще одну особенность сезона-2015 – рост среднебюджетного сегмента за счет перехода в него тех клиентов, кто прежде неплохо чувствовал себя в дорогом. Не всегда это связано со снижением доходов, просто люди стали считать деньги. Среди постоянных клиентов, а таких в компаниях не менее 80%, были, конечно, и те, кто решил вообще пропустить сезон. К сожалению, с началом кризиса участились случаи отмены корпоративных заездов.
Одно из направлений деятельности Центра экологических путешествий (ЦЭП) и Фонда развития экотуризма – работа со школьными группами. Как правило, это одно-двухдневные экскурсии, но есть и каникулярные предложения, и экологические лагеря. «Дерсу Узала», например, привозит группы на биостанцию «Чистый лес» в Тверской области, где ребята занимаются с опытными педагогами геоботаникой, орнитологией и прочими занимательными науками. Интерес к таким поездкам настолько высок, что у руководителя детских программ Елены Губаревой, по ее словам, порой не хватает сил и людей, чтобы обслужить все заявки. «Мы легко набираем детей. Им очень нравится, потому что мы занимаемся с ними постоянно. Они начинают понимать, что учиться и узнавать новое – это так здорово, – говорит г-жа Губарева. – В этом году у нас было десять эколагерей, только в Теберду съездило 60 человек».
ЦЭП отправляет группы по «Зеленому кольцу Москвы». Это собственный проект компании, включающий в себя семь охраняемых природных территорий – Окский, Приокско-террасный и Центрально-Лесной заповедники, национальные парки Угра, Мещера, Плещеево озеро и Смоленское Поозерье. «В прошлом году у нас был очень большой спад по детям, мы даже испугались немного, – рассказала Татьяна Калишевская. – Скорее всего, это было связано со всякими реформами-объединениями в московских школах, а также с попытками ужесточить правила перевозок детских групп. В этом году все попривыкли и продажи вернулись к среднегодовым значениям».
Что касается зарубежных покупателей российского экологического турпродукта, то отказники нашлись и среди них, хотя падение рубля уменьшило стоимость поездки в нашу страну почти вдвое. Основное занятие иностранных групп – наблюдение за птицами, или бердвочинг (birdwatching). На западе это очень распространенное увлечение, бердвочеры ездят по всему миру с чек-листами и списком птиц, в котором они проставляют галочки – мол, видели.
Наши эксперты полагают, что иностранцы не поехали, главным образом, из-за политической ситуации, нагнетания негатива по поводу России. Хотя были энтузиасты, которые несмотря ни на что, не отказались от поездки.
Любовь Булгакова, RATA-news