Тревелпорт

Приграничный туризм в Приморье переживает трудные времена

Приморские операторы, которые предлагают популярные в регионе шоп-туры в приграничные города Китая, констатируют – после осеннего падения рубля продажи снизились в несколько раз. Некоторое оживление спроса в конце весны и начале лета пока не дает надежд на восстановление выездного потока в прежнем объеме.

По словам директора владивостокской компании «Каникулы» Ольги Кудрявцевой, в их фирме продажи шоп-туров в Китай просели на 60% по сравнению с этим же периодом 2014 года, а зимой падение достигало 80%. «Прежде горожане активно выезжали в приграничный Китай, например, в новогодние каникулы. Билеты на автобусы зачастую сложно было найти уже в сентябре. В этом году было полное затишье со стороны спроса и очень много предложений от автоперевозчиков», – рассказала она.

Руководители других компаний тоже говорят о патовой ситуации. «Спрос на Китай снизился в десять раз, причем это касается всех сегментов – шоп-туров, экскурсионки и пляжного отдыха», – заявил начальник туристического департамента группы компаний «Вояж-Тур-Сервис» Валерий Чуприн. Примерно так же оценивает падение Китая гендиректор уссурийской компании «100 дорог» Мария Дашко: «По сравнению с этим же периодом прошлого года спрос просел на 90%. Снижение началось еще до Нового года, затем ситуация становилась все хуже и хуже. Не знаю, как мы пережили январь и февраль». Директор «Владивостокского бюро путешествий и экскурсий» Эльвира Ходунова рассказала, что в их компании, которая специализируется на экскурсионных турах в Харбин, Пекин, Далянь, Гонконг и т.д., поток туристов упал примерно на 80%.

Говоря о приграничном туризме, руководители компаний чаще всего имеют в виду поездки в город Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян и Хуньчунь провинции Цзилинь, которые расположены примерно в 200 км от Владивостока. В первом случае речь чаще всего идет о шоп-турах на одну-три ночи. Во втором – еще и о медицинских, оздоровительных и экскурсионных программах от 5 до 15 дней. До кризиса самыми высокими датами на этих направлениях были новогодние, майские каникулы и другие праздничные дни, а также три летних месяца.

Суйфэньхэ – китайский город-магазин для русских. От Владивостока немногим более 200 км, на микроавтобусе это три часа пути по хорошей дороге. Названия торговых точек на русском, продавцы-китайцы говорят по-русски, везде берут рубли – это официально разрешено с конца 2013 года. Цены процентов на 30 ниже московских, и то сильно поднялись из-за курса юаня, как говорят приморцы. Но зато теперь можно торговаться: прежде, когда все товары были «дешевле дешевого», продавцы не уступали ни копейки.

Смешные вывески «Шторы Марина», «Авто Вова», «Центр электроники у Васи» туристов в заблуждение не вводят.

Все магазины, рестораны, спа-центры, сауны и т.д. принадлежат китайцам, которые для простоты общения с клиентами берут русские имена. А иногда и фамилии. Например, владельца большого магазина «Мир сумок» Чжан Ю Гуана все российские партнеры знают как Андрея Ломоносова.

«Андрей» успешный предприниматель: в его магазине в Суйфэньхэ более 10 тыс. наименований сумок, кошельков, ремней, перчаток. Кроме того он держит торговые точки в Пекине, Уссурийске и Екатеринбурге, планирует открыть магазин во Владивостоке и даже в Москве.

Но не только этим известен китайский бизнесмен. В январе нынешнего года он прислал сотруднице портала Visitchina.ru Галине Блиновой видео, которое она разместила в интернете. В коротком ролике Чжан Ю Гуан грустно и смешно рассказывает о печальной ситуации в Суйфэньхэ: русских покупателей нет, магазины закрываются, «все плохо, ёкрмн». И даже называет, по его мнению, виновника этих бед, сопроводив имя эпитетом «козёр»: букву «л» большинство китайцев выговорить не могут.

В конце мая, когда в Суйфэньхэ побывал корреспондент RATA-news, всем посетителям магазина «Мир сумок» тут же вручали пластиковую скидочную карточку, причем категории vip. На ней значилась скидка 10%, но продавцы уточняли, что скинут и 50%, только берите. Покупатели в торговом зале были, но буквально единицы.

Операторы говорят, что спрос на Китай по разным причинам начал снижаться еще до начала кризиса. Например, «подставил ножку» турфирмам введенный с начала 2014 года упрощенный режим въезда в Суйфэньхэ для российских туристов. «Стали не нужны списки и групповые визы, теперь можно, минуя операторов, собраться втроем, купить билеты и ехать», – рассказывает Ольга Кудрявцева. «Многие туристы стали ездить самостоятельно, – дополнил Валерий Чуприн. – Появились люди, которые сами формируют группы, и значительная часть туристов ушла к ним. Качество и безопасность не гарантируются, зато дешевле. Если общий поток в Китай на волне кризиса снизился раза в три раза, то у операторов – раз в десять».

На этом фоне вернулась к жизни схема с участием так называемых «помогаев», когда торговцы используют частных лиц для ввоза в Россию коммерческих грузов. На информационных сайтах Владивостока полно объявлений, которые предлагают очень дешево поездки в Китай за покупками, но большую часть допустимого багажа (до 50 кг) такие «туристы-помогайки» ввозят в Россию не для себя. «Люди покрывают стоимость своей путевки вывозом товаров для коммерческих целей. Чтобы поехать бесплатно, наши бывшие клиенты готовы на все, – говорит Эльвира Ходунова. – Причем эти схемы начинают действовать не только на шоп-направлениях, но и на экскурсионных. На сайтах подобные «туры» предлагают за тысячу-полторы рублей, а порой бесплатно. При этом билет на автобус в приграничный город стоит около 1,5 тыс. рублей в одну сторону, а себестоимость всей поездки на три дня – от 4,5 тыс.».

Спрос на шоп-туры в Китай снижался и «благодаря» развитию интернет-торговли. Как рассказала Ольга Кудрявцева, сейчас многие предприниматели не ездят в Китай за товаром, а заказывают его на Taobao и других подобных сайтах. Кроме того, люди активно пользуются интернетом и могут сами купить в онлайн-системе билет на автобус, забронировать гостиницу, минуя турфирмы. Многие бывшие клиенты туркомпаний, которые прекрасно изучили направление, собирают людей, помогают им найти гостиницу и сориентироваться в Китае, но при этом не несут за попутчиков никакой ответственности.

Больше всего на падение спроса в конце 2014 года повлиял усугубившийся экономический кризис, ослабление рубля по отношению к доллару и евро и, как следствие – к юаню. Стоимость туров в Китай выросла вслед за курсом валют, и поездки для многих стали невыгодными. «Если раньше можно было уехать в Хуньчунь на 4 дня от 3 700 рублей, то сейчас такой же тур стоит от 6 тыс. рублей, в среднем цены выросли на 30-40%, – пояснила Ольга Кудрявцева. – Когда курс был меньше, приграничное сельское население могло себе позволить поехать в Китай, чтобы купить что-то подешевле. Сейчас в этом смысла нет, потому что там все стало в два раза дороже, а многое и вовсе можно купить в России за те же деньги и при этом не тратиться на путевку».

Эльвира Ходунова рассказала, что в их компании цены на экскурсионку в долларах остались прежними, а в рублях выросли в соответствии с курсом. «Автобусный тур в Пекин на 8 дней раньше стоил 19 тыс. рублей, а сейчас – 32 тыс. Приграничные китайские регионы воспринимались как очень доступные для поездок, теперь эти времена прошли. А мы сидим и думаем, как работать дальше».

Но в последнее время, по словам собеседников, спрос на Китай понемногу начал восстанавливаться. В наш приезд в Суйфэньхэ в конце мая свободных мест в гостинице «Кай Сян» на 49 номеров не было, во всяком случае, на выходные дни.

Место популярное: отель находится в районе центральной площади города, недалеко от популярного универмага «Цин Юнь», торгового дома «Небо-Море», развлекательного комплекса «Максим». Так что многие туристы бронируют размещение именно здесь. Тем более что в 2013 году гостиница открылась после реконструкции.

Владеет отелем Ли Байбо, для русских партнеров – Лариса. Она же руководит одноименной туристической компанией «Кай Сян», одной из самых крупных в городе, и возглавляет Ассоциацию туризма Суйфэньхэ. Компания существует с 1996 года и сотрудничает со многими приморскими туроператорами. На майской выставке PITE во Владивостоке нас познакомила с «Ларисой» руководитель Приморского отделения РСТ Ольга Кудрявцева. Между двумя общественными организациями подписано соглашение о взаимном развитии приграничного туризма.

Как рассказала Ли Байбо RATA-news, спрос на поездки в Суйфэньхэ постепенно оживает, даже стали появляться очереди из автобусов на границе, но пока только в выходные дни, в будни по-прежнему людей немного. «Надеюсь, лето даст хороший прирост. Однако рассчитывать на докризисные объемы не приходится, курсы валют и юаня сделали шопинг в Китае не таким выгодным, как было прежде», – признает Ли Байбо. Ольга Кудрявцева соглашается, что спрос подрос – увеличились продажи шоп-туров в приграничные города и экскурсионных программ в Далянь.

По словам Эльвиры Ходуновой, в мае неплохо продавались туры в Корею и начали появляться индивидуальные заявки на Китай. «Но курс доллара снова растет, а значит, растут и цены. Даже китайскую кухню во Владивостоке сейчас можно попробовать дешевле, чем в приграничных городах», – сетует г-жа Ходунова. Валерий Чуприн оптимистичен, по его наблюдениям, клиенты, которые планировали дальние поездки в Корею, Японию, Таиланд и Вьетнам, переориентируются сейчас на более доступный, но не менее интересный отдых в Китае, что позволит по итогам года сгладить общее падение продаж.

 

Анна Вальцева, Ирина Тюрина, RATA-news