Сочи готовится к круизному буму
Одна из важнейших задач развития города-курорта Сочи - возрождение морского порта, пассажирских и круизных перевозок. На реконструкции порта планируется выделить порядка 10 млрд. рублей. И хотя предстоит сделать очень многое почти с «нуля», задача эта вполне решаема, считает генеральный директор сочинского морского порта Давид Ступельман. Причем, для Сочи сейчас одинаково актуальны как вопросы технического оснащения, так и собственного позиционирования на рынке круизных перевозок. В 2003 году Сочи вступил в Medcruise – Ассоциацию, объединяющую 65 круизных портов Средиземного, Черного и Красного морей. Весной будущего года Сочи даже будет принимать у себя 30-ю генеральную Ассамблею этой организации. Одновременно город активно рекламируется себя как круизный центр на международных отраслевых выставках. «По реакции туристов и даже профессиональной публики, – заметил г-н Ступельман, - я понял, что многие из них о Черном море знают или мало, или совсем ничего».
За последние пять лет город-курорт, как и весь Краснодарский край, сильно изменился: развивается туристская инфраструктура, строятся новые дороги, растет поток туристов. Если в 2004 году край принял 5 млн. туристов, то в 2005 – уже более 10 млн. Растет спрос и на круизы: места на все круизные суда, следующие через Сочи, были раскуплены уже в марте. Есть спрос на морские путешествия самой разной продолжительности - от нескольких часов до нескольких недель, - и сдерживает его прежде всего отсутствие полноценного ассортимента этих услуг на российском рынке.
Тем не менее, говорить о быстром возрождении некогда активных круизных перевозок в черноморском бассейне (см. RATA-news от 1 августа 2006) сейчас не приходится: для этого пока слишком мало предпосылок. Помимо чисто технических (отсутствие флота как такового) мешают административные препятствия (сложный визовой режим для иностранцев, большие портовые сборы для круизных лайнеров, неразвитость туристской инфраструктуры в большинстве городов). Есть внутренние проблемы сочинского порта. Сейчас в порту Сочи 3 причала, однако два из них слишком мелкие, так что крупнотоннажные круизные суда он, в отличие, например, от Ялты, принимать не может. В планах Сочи построить еще 4 глубоководных и 1 яхтенный причал. Яхтенный отдых в регионе также развивается бурными темпами. Предпроектная документация, как сказал RATA-news Давид Ступельман, на причалы уже разрабатывается. Для ускорения процесса возрождения судоходства по Черному морю и совместного решения проблем Сочи предложил странам региона и заинтересованным портам (Батуми, Севастополь, Ялта, Одесса, Варна. Несебр, Констанца, Стамбул) объединиться в пул.
Эксперты рынка между тем сомневаются, что задача возобновления пассажирского и круизного движения в Черноморском бассейне может быть решена совместными усилиями только портов. Многим сама идея создания пула черноморских стран и вложение ими своих денег в решение столь глобальных задач представляется мало реальной. Здесь необходимы усилия на государственном уровне. Именно государство может убрать административные барьеры на пути развития морских круизов, добиться снижения портовых сборов и упрощения визового режима, чтобы привлечь пассажиров, а заодно и бизнес в этот вид туризма. Государству же по силам и те финансовые вложения, которые помогут сдвинуть дело с мертвой точки. (Светлана Ставцева, RATA-news)
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»