Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Будет ли Ростуризм массово исключать туроператоров из реестра

К 1 апреля у некоторых компаний образовался недостаток средств в фондах персональной ответственности (ФПО). По закону они не могут оставаться в реестре, так как ФПО для них – единственная форма финансовых гарантий перед туристами. Однако глава комиссии Российского союза туриндустрии по страхованию и руководитель экспертного совет РСТ Кирилл Сгибнев считает, что Ростуризм не настроен массово исключать такие компании из реестра и планирует переводить их на страхование ответственности с покрытием 10 млн рублей.

Сейчас туроператоры могут формировать фингарантии тремя способами. Чаще всего используются страхование ответственности или формирование фонда персональной ответственности (ФПО), куда отчисляется 7% от оборота туроператора за прошлый год. До 2020 года часть туроператоров довели размер фондов до требуемого законом и перешли на эту форму гарантий. Также закон предусматривает финансовую ответственность в виде банковских гарантий, но этот способ почти не востребован.

Как пояснил Кирилл Сгибнев, в 202 году эта проблема не стояла так остро, поскольку из-за пандемии у туроператоров не было больших продаж и отчисления от оборота были соответствующие. Однако в 2021 году рынок оживился, появились чартеры на массовых направлениях, и компаниям удалось обслужить значительные потоки туристов. Сейчас они должны направить 7% от полученных за это средств в фонды персональной ответственности, но многие сделать это не могут. Среди формальных требований к продлению ФПО – например, положительный бухгалтерский баланс, чем похвастаться может не каждый. Если ФПО пополнить невозможно, компании должны найти страховщиков, желающих заключить с ними договоры страхования ответственности, иначе их могут исключить из реестра.

При этом, как неоднократно писала RATA-news, многие страховые компании те не хотят оформлять финансовую ответственность туроператоров из-за высоких бизнес-рисков, которые особенно отчетливо проявились во время пандемии. Страховые компании даже обращались в Центробанк и Ростуризм с просьбой убрать из закона страхование финансовой ответственности.

Однако, несмотря на все эти обстоятельства, г-н Сгибнев считает, что коллапса на рынке не будет: «По нашей информации, Ростуризм не настроен на массовое исключение туроператоров. Если у кого-то из компаний не будет хватать средств в фондах персональной ответственности, их будут переводить на единый размер фингарантий 10 млн рублей».

Как пояснил эксперт, если у туроператора был сформирован ФПО, при переходе на страхование ответственности необязательно получать гарантию на 50 млн. Кроме того, в соответствии с постановлением правительства от 12.03.2022 № 353 всем туроператорам предоставлена амнистия на исключения из реестра до 31 октября и возможность с любой страховой суммы перейти на 10 млн до конца следующего года.

На вопрос RATA-news о том, удастся ли туроператорам заключить договоры со страховщиками на 10 млн, г-н Сгибнев ответил оптимистично: «Мы пообщались со страховщиками-членами РСТ, в этой ситуации они намерены максимально поддержать пролонгацию текущих договоров своих партнеров. Да, мы знаем, что многие страховые компании хотели, чтобы с них сняли бремя страхования туроператоров, убрав из закона этот вид обеспечения. Но пока он в законе остается. И, как показывает практика последних двух лет, страховщики все-таки берут туроператоров на страхование. Сформировав ФПО и избавивших от фингарантий, туроператоры продолжили сотрудничество с теми же страховыми компаниями по полисам выезжающих за рубеж. И если они сейчас они придут к своим же партнерам и попросят их застраховать, вряд ли им откажут».

По словам эксперта, существуют различные инструменты обеспечения исполнения договора страхования. Это могут быть, например, дополнительные требования к туроператорам в виде частичного залога на сумму ответственности или личного поручительства собственников бизнеса. Для страховщика это дополнительная гарантия, что туроператор будет максимально заинтересован не уходить с рынка.

Как заметил Кирилл Сгибнев, даже в условиях запрета на работу с иностранными перестраховочными компании из списка недружественных стран большинство страховщиков не откажутся от возможности страхования рисков приостановки деятельности туроператоров. «Страховые компании, за исключением некоторых, всегда оставляли такие риски на собственном удержании. Прежде всего, это было связано с нежеланием европейских перестраховочных компаний работать с данным видом договоров, но все же для отдельных игроков такая возможность была. Иными словами, препятствий, связанных с возможностью принять на страхование того или иного туроператора нет, но каждый будет рассматриваться индивидуально. Иностранное перестрахование не может повлиять на устойчивость страховой компании и выплаты туристам в случае банкротства туроператоров, таких рисков нет», – сказал он.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news