Travelport с 25 октября

Шансы на то, что долги по зарплате сотрудникам «ВИМ-Авиа» выплатят в первую очередь, очень велики

Бывшие сотрудники авиакомпании «ВИМ-Авиа» распространили вчера заявление о том, что не могут связаться с новым генеральным директором перевозчика Андреем Лайко и его заместителем Дмитрием Богачевым. Их беспокойство понятно: на 7 мая запланировано очень важное для 1300 уволенных сотрудников заседание суда – об изменении очередности погашения долга «ВИМ-Авиа». Суммарная задолженность по зарплате за период с июля 2017 года по апрель 2018 года составляет около 700 млн рублей. Напомним, общий долг перевозчика достигает почти 10 млрд рублей.

25 апреля, когда сотрудникам была выплачена первая часть задержанной зарплаты, руководство авиакомпании заверило, что будут предприняты все меры по изысканию средств для погашения все образовавшейся задолженности в приоритетном порядке. Однако, как сказано в заявлении, ни новый генеральный директор авиакомпании, ни его заместитель не только не планируют присутствовать на судебном заседании, но и не выходят на связь.

Согласно действующему закону о банкротстве, требования об оплате труда лиц, работающих или работавших после даты принятия заявления о признании должника банкротом по трудовому договору, а также требования о выплате выходных пособий удовлетворяются должником не в первую, а во вторую очередь. В связи с этим сотрудники авиакомпании опасаются, что инкассовое требование ИФНС в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при поступлении денежных средств на счет должника будет исполнено раньше, чем их требования по заработной плате.

Временный управляющий авиакомпании «ВИМ-Авиа» Мария Булатова подтвердила RATA-news, что 7 мая в Казани действительно состоится суд, на котором будет решаться вопрос выплат сотрудникам. Напомним, «ВИМ-Авиа» базировалась в Москве, но с 2016 года имела «прописку» в селе Богатые Сабы Сабинского района Татарстана. «В нашем случае есть все основания для изменения порядка очередности удовлетворения требований текущих кредиторов. Погашение задолженности по заработной плате как работающих, так и бывших сотрудников должно стать приоритетным. Иными словами – сначала зарплата, а потом налоги. Соответствующее ходатайство мы подали в Арбитражный суд Татарстана», – пояснила г-жа Булатова. «Нашлись», по ее словам, и руководители авиакомпании: «Дмитрий Богачев вчера вышел на связь. На суде его не будет, но он прислал официальную поддержку нашей позиции о приоритетной выплате долгов сотрудникам».

Как пояснила г-жа Булатова, закон о банкротстве действительно ставит требование выплат задолженности сотрудникам на второе место по очередности. Но уже есть примеры судебных решений о приоритетной выплате долгов по зарплате. Очевидно, что работники – экономически более слабая сторона в отношениях с государством, и невыплата заработной платы для них болезненнее, чем невыплата средств в бюджет. Кроме того, задолженность по зарплате может повлечь различные последствия для граждан, вплоть до самых тяжких – невозможности приобрести лекарства, погасить долг, оплатить жилье, содержать лиц, находящихся на иждивении. Это неизбежно приведет к обострению социальной напряженности.

«Проблема актуальная. В частности, в Госдуме недавно прошел круглый стол на эту тему. Шла речь о необходимости законодательно определить условия, при которых государственные органы могут вмешиваться в деятельность частных компаний в целях защиты прав трудящихся», – заметила г-жа Булатова.

Мария Булатова хорошо известна на туристическом рынке. У нее большой опыт сопровождения и ведения процедур банкротства, а также антикризисного управления. В частности, г-жа Булатова выступала временным управляющим при банкротстве туроператоров ITC, «Асент Трэвел», «РВ Мир». Во всех этих случаях страховщики полностью выполняли требования туристов, а сами компании рассчитывались по своим текущим платежам, включая обязательства по выплате выходных пособий и зарплат сотрудникам.

 

Светлана Ставцева, RATA-news