Travelport с 18 января

Как Сочи удивил туроператоров

Сезон-2014 на курортах Краснодарского края оправдал, а в некоторых случаях даже превзошел ожидания турбизнеса. Администрация края также рапортует об успехах: по итогам года ожидается 12,1 млн. отдыхающих. Это больше, чем в прошлом году на 4,3%, однако динамика летнего роста еще внушительнее. С января по август край принял более 10 млн. туристов, что на 10% больше, чем за такой же период прошлого года. При этом объем услуг, по словам министра курортов и туризма региона Евгения Кудели, вырос на 40%.

ВЦИОМ недавно привел данные, согласно которым прирост потока отдыхающих в Краснодарском крае в этом году составил не менее 20%. «Согласен с этими цифрами. Мы предполагали, что Сочи и Адлер, которые несколько последних лет ходили в аутсайдерах, будут расти из-за отложенного спроса. Но сезон оказался даже лучше, чем можно было предположить, благодаря олимпийской рекламе. Одновременно более чем на треть выросла Анапа, на 22-23% – Адлер, чуть менее Геленджик и Туапсе», – рассказал RATA-news генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. В «Алеане», по словам коммерческого директора Оксаны Булах, Сочи прибавил в этом году 25%: «Радует, что туристы снова поехали в центральный Сочи, этого не было уже много лет. Анапа подросла на 20%, Геленджик – на 15%».

В «Розе ветров» также ожидали прироста по Краснодарскому краю. «По разным курортам статистика разная, кто-то увеличился больше, кто-то меньше, но Сочи с ростом в 45% нас просто удивил. Когда у вас маленькие объемы, рост в 30-40% вполне объясним, но при больших объемах и высоких ценах это кажется неожиданным. Мы, например, очень быстро продали места в довольно дорогом «Прометей клубе», хотя у нас здесь самая большая среди всех операторов квота», – сообщила генеральный директор компании Ирина Глазкова. Хороший спрос на дорогой Сочи эксперт объясняет, в частности, запретом силовикам отдыхать за рубежом.

Сочи, по статистике краевой администрации, принял в январе-августе порядка 3,7 млн. туристов, Анапа и Геленджик – более чем по 3 млн. Популярность своего региона в этом году власти объясняют, в том числе, ситуацией на Керченской переправе, где людям приходилось ждать по 12-40 часов на жаре. Не выдержав, туристы меняли Крым на Кубань. В итоге граничащий с Крымом Темрюкский район Кубани по количеству отдыхающих практически догнал Туапсинский район, который расположен рядом с Сочи и традиционно входит в число лидеров. Туапсинский район за восемь месяцев принял более 1 млн. туристов, а Темрюкский район – около 1 млн.

В турфирмах также полагают, что Крым повысил спрос на Краснодарский край на 20%. Среди главных бенефициаров транспортных проблем на переправе Оксана Булах называет Анапу: «По-моему, город принял в этом году рекордное число гостей. Весь сезон курорт был забит под завязку, дело доходило до овербукинга. Я такого сезона просто не помню». Директор департамента России и стран СНГ компании «Солвекс-Трэвэл» Сергей Стребков также уверен, что Анапа выросла за счет «крымских» туристов, тем более что турпакеты в Крым и Краснодарский край в среднем стоят примерно одинаково. У Сергея Ромашкина другая версия: «Нельзя отрицать, что транспортная доступность Крыма этим летом уменьшилась, а Краснодарского края, наоборот, выросла. Но с Керченской переправы Анапа могла забрать максимум 100 тыс. туристов. При этом курорт принял 3,5 млн. отдыхающих, так что крымская доля вряд ли может в полной мере объяснить феномен загрузки Анапы. Не говоря уже о том, что спрос на Анапу начал расти еще до проблем на переправе». По словам эксперта, скорее всего, здесь сработало то, что Анапа – не просто хорошо раскрученный бренд, синоним отдыха с детьми, но еще и первый город у моря на пути тех, кто добирается на черноморское побережье на личном транспорте. Следующая остановка – Сочи, но туда еще надо доехать, да и дорога не из простых.

Несмотря на результаты, назвать прошедший сезон легким язык не поворачивается. Операторам пришлось порядком понервничать из-за непонятной ценовой политики новых отелей, построенных в Имеретинской долине Сочи к Олимпийским играм. Никакие доводы турбизнеса в начале сезона на гостиницы не действовали, и лишь полный штиль в их загрузке вынудил новичков уже фактически в обморочном состоянии корректировать свои тарифы. В итоге, к 10 июля, когда Анапа, например, уже достигла пика, имеретинские отели только начали продаваться. В июле-августе отдых в олимпийской столице оказался даже дешевле, чем в Геленджике или Туапсе. В каком-то смысле, по словам Оксаны Булах, простаивание отелей в начале сезона пошло на пользу их сотрудничеству с турфирмами: «В экстренном режиме они начали не только снижать цены, но и вводить all inclusive, включать в пакет различные дополнительные услуги. Понятно, что такие предложения в современные, новые, буквально с иголочки, отели разлетались мгновенно. Приятно вспомнить, что «Алеан» продавал в день по 200 путевок в отели Имеретинской долины».

Отлично себя зарекомендовали отели «Бархатные сезоны», Bridge Resort, «Азимут» 4*. Ирина Глазкова дополняет этот перечень отелем Radisson Blu Paradise Resort & Spa Sochi. «Мы давно выбрали эту гостиницу, вели переговоры с сентября прошлого года, процесс шел непросто, но мы довольны итогами сотрудничества и уже планируем будущий сезон», – заметила она.

Генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев согласен: летний сезон для новых отелей прошел не зря, многие осознали, что существуют в высококонкурентной среде, и выработали в итоге более разумную ценовую политику. «Уже в июне их позиция стала более реалистичной, так что мы хорошо отработали сезон, прирост по Краснодарскому краю составил не менее 15-17%. Это совпадает с нашими ожиданиями. Мы считаем Краснодарский край очень перспективным и планируем серьезно инвестировать в направление, развернуть более активную рекламную кампанию», – рассказал он RATA-news.

Однако до будущего летнего сезона турбизнесу еще предстоит освоить зимний Сочи. А здесь их, судя по всему, ждут уже хорошо знакомые «грабли». Как рассказала Ирина Глазкова, большинство отелей Красной Поляны еще не дали операторам цены, а многие вообще не готовы обсуждать с турбизнесом специальные тарифы. «В Красной Поляне построено 9-10 тыс. новых гостиничных мест, практически все лето они пустовали, а сейчас нам сообщают, что на зиму все уже продано. Создается впечатление, что пока администрация края и турбизнес ломают голову, как загрузить новый зимний Сочи, самим отелям это вообще не интересно. Возможно, они и строились с какой-то другой целью?», – задается вопросом собеседница. Виктор Тополкараев также указывает на нелояльность краснополянских отелей к турбизнесу. «Цены у большинства отелей на горнолыжном курорте допустимые, но у некоторых – явно завышенные, неадекватные. Понятно, что Новый год, Рождество они продадут, но сезон ведь состоит не только из праздников, надо загружаться и в остальное время. Здесь взаимодействие с турбизнесом просто необходимо», – заметил он. Летний «имеретинский» опыт должен помочь турбизнесу достичь в этом деле нужного компромисса.

 

Светлана Ставцева, RATA-news