Тревелпорт

Как скажется уход «Трансаэро» на рынке туристической перевозки

Туристическому рынку будет трудно найти замену «Трансаэро» даже в нынешних условиях общего сокращения объемов продаж. Особенно серьезные проблемы возникнут на дальнемагистральных рейсах. Кроме того, остановка продаж крупнейшего в России туристического перевозчика уже привела к росту цен на многих направлениях, говорит президент группы компаний «Натали Турс» Владимир Воробьев.

В 2014 году «Трансаэро» перевезла более 13 млн. пассажиров, две трети из них – на туристических направлениях. В этом году объем продаж снизился, но доля «Трансаэро» остается более чем заметной. По словам г-на Воробьева, «Трансаэро» была ведущей авиакомпанией в Европе на дальних направлениях, имея самый большой парк бортов, способных выполнять рейсы в Бангкок, на Пхукет, Кубу, во Вьетнам, Гоа, Доминикану, Мексику. «На этих направлениях возможен дефицит. Хотя соответствующие самолеты есть также у «ЮТэйр», есть предложения по консолидации рейсов на Бангкок, Пхукет. Плюс Nord Wind, Azur Air, у которых есть боинги B-767», – уточнил глава «Натали Турс». Генеральный директор компании «Випсервис» Дмитрий Горин согласен: с уходом «Трансаэро» преимущество будет у тех туроператоров, которые располагают собственными авиакомпаниями. Они смогут сохранить свои перевозки в полном объеме.

Помимо дефицита самолетов, Владимир Воробьев прогнозирует рост цен на многих направлениях. «Аэрофлот» уже повысил цены по туроператорским тарифам на Гавану и Таиланд. Причем, если еще две недели назад клиент отказывался, видя билеты на $100 дороже, то сейчас, при повышении цены на $300, соглашаются», – рассказал он. Билеты, например, в Доминикану у «Трансаэро» стоили $850, а у альтернативного регулярного перевозчика Air France – $1100-1200.

Директор по продажам компании «НТК Интурист» Сергей Толчин согласен, что с уходом «Трансаэро» в какой-то момент возникнет дефицит дальнемагистральных перелетов, цены подскочат, но баланс спроса и предложения сформируется довольно быстро. «Это даже хорошо. По крайней мере, туроператоры перестанут продавать себе в убыток – те, кто сейчас демпингует на дальних направлениях. Не нормально, когда туристы летают в Таиланд за условные $300 при себестоимости авиабилета $600. Да, клиенту придется платить больше, но цель же не в том, чтобы клиент летал задаром, а у организаторов и исполнителей перевозки накапливался убыток», – пояснил он RATA-news.

Некоторые эксперты полагают, что разговор о нехватке перевозки на дальние направления сам по себе слишком оптимистичен в нынешних экономических условиях. «Массовый спрос на Юго-Восточную Азию, а тем более Доминикану и Кубу сейчас под большим вопросом. Проблемы были уже в прошлом году, и не случайно, например, «Тайские авиалинии» ушли из России. Никаких оснований для повышения спроса пока не видно. Так что имеющихся на сегодня дальнемагистральных бортов должно хватить с лихвой», – утверждают они.

На рынке надеются, что замена емкостей «Трансаэро» на другие авиакомпании пройдет плавно. Это важно для того, чтобы цивилизованно выйти из кризиса, чтобы отрасль в итоге не разрушилась. Но как реально будет развиваться ситуация, пока неясно. «Сейчас нас всех волнует, чтобы не было проблем у клиентов и туроператоров, чтобы не произошло новых банкротств, порождающих дальнейший кризис доверия со стороны туристов и внутри отрасли. Пока рейсы «Трансаэро» летают, билеты выписаны. Раза два их задержали, люди паниковали, но мы всех заверили, что услуги будут оказаны той или иной авиакомпанией в любом случае. Дальше, к сожалению, есть опасения, что мягкой посадки не будет. И это плохо для всего рынка», – полагает Сергей Толчин.

«Туристов с выписанными билетами, как обещает Росавиация, обслужат. А что делать тем, у кого на момент остановки продаж билеты куплены, но не выписаны, не понятно. У нас таких в общей сложности 300 человек. Еще 200 билетов по блочному контракту мы решили не продавать после того, как все это началось. Пока нас заверили, что невыписанные билеты будут оформлены и туристы перевезены. Во вторник было отменено 33 рейса. Из них нас волновали Рим, Барселона, Париж и Стамбул. В течение понедельника решался вопрос, как люди полетят. К 4 часам мы получили информацию, что полетят в основном «Аэрофлотом». До 12 ночи шла выписка билетов». Но если свидетельство эксплуатанта у «Трансаэро» все же отзовут после проверки Росавиации, ситуация резко ухудшится.

«Натали Турс» не заключала контрактов с «Трансаэро» на блочную зимнюю перевозку. В Египет будет летать Red Wings, которая за счет дешевых в эксплуатации Ту-214 получается очень доступной. Кроме того, туроператор активно сотрудничает с компанией flyDubai, предлагающей Дубай, Индию и Мальдивы. На базе рейсов этой компании оператор зимой открывает новое пляжное направление – Танзанию.

У «Интуриста» летняя программа «Трансаэро» заканчивается 11 октября, зимние туры будут выполняться на «Ямале», «Сибири» и т.д. 11 октября заканчивает программы с блоками на двух рейсах «Трансаэро» также «Анекс Тур». По просьбе нескольких туристов компания пересадила их на собственные Azur Air без доплат. Зимой в Мексику и Доминикану оператор организует свои чартеры.

С наибольшими проблемами сейчас сталкивается «Библио Глобус». Напомним, в понедельник компания передала «Аэрофлоту» всю документацию относительно сотрудничества с авиакомпанией. Тем не менее, есть проблемы с выпиской билетов, так как «Аэрофлот» не может найти по ним нужные документы.

Как сказал Владимир Воробьев, ему эта проблема вполне понятна. От момента договоренностей и обмена письмами до появления живых контрактов может пройти несколько месяцев. У «Натали Турс» была такая практика с «Трансаэро». «Были устные договоренности, а потом обмен письмами. Под это шел большой аванс, но конкретных приложений к договорам часто не успевали составить. Мы, например, в прошлом году только в ноябре подписали приложения. А перевозка пошла с 26 октября», – рассказал Владимир Воробьев.

 

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Наталья Панферова, RATA-news