Регионы ищут формулу успешного гастрономического турпродукта
Перспективный, казалось бы, для российских регионов гастрономический туризм с трудом поддается развитию, хотя территории прикладывают немало усилий, чтобы найти себе место в этой нише. Наиболее успешные проекты в этой сегмента обсудили на дискуссионной площадке «Гастрономический туризм как способ погрузиться в атмосферу региона» в рамках выставки «Отдых».
Генеральный директор группы «Коммуникатор», лидер московского отделения Slow Food Виктор Майклсон уверен, что в последние несколько лет россияне стали все больше интересоваться внутренним туризмом, а для иностранцев Россия по-прежнему остается манящей экзотической страной. Это позволяет рассчитывать на то, что старания регионов не пройдут даром. Президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман отметил, что гастротуризм сейчас не развивает только ленивый, но проблема в том, что каждый понимает его по-своему. Последние несколько лет эксперты занимаются поиском оптимальной формулы.
Управляющий партнер Tkemali Tour Олег Зобов рассказал, что в его компании решили сделать акцент на известное всему миру гостеприимство Кавказа. «Считается, что в Кахетии лучше всего готовят шашлык, в Ереване – долму и хинкали, в каждом регионе есть свои рецепты приготовления хачапури. Мы искали семьи, которые любят гостей и будут готовы принимать у себя туристов, проводить для них мастер-классы. Туристам формат обеда за большим столом, когда хозяйка подает еду, а хозяин разливает вино и чачу, нравится даже больше, чем гостиничный сервис», – отметил г-н Зобов.
В Волгоградской области оказалось довольно много продуктов, которые не особо известны широкой аудитории, но в регионе их используют для организации тематических фестивалей. К примеру, здесь ежегодно проводят Горчичный (из горчицы делают чай, конфеты, добавляют ее в пряники) и Арбузный (готовят арбузный мед нардек, сок, варенье и цукаты) фестивали. «Мы позиционируем Волгоградскую область как российский огород. Делаем вяленые помидоры и баклажаны, самое северное вино юга России. Иловлинский район – это казачий край, где можно попробовать каймак – запеченную молочную пенку», – перечислил председатель Волгоградского аграрного союза Николай Давыдов. По его словам, Арбузный фестиваль ежегодно посещает 20 тысяч человек.
Елена Порман, представляющая проект «Винные дороги России», считает, что и винный туризм в России лишь на начальном этапе развития. Если в мире агротуризм занимает 15-30% туристического рынка, то в России всего около 2%. При этом спикер отметила, что в стране 90 га действующих виноградников, а к 2030 году планируется довести их площадь до 350 га. Выращиванием и переработкой винограда занимаются более 100 предприятий и более 200 крестьянских фермерских хозяйств. По подсчетам спикера, более 280 тысяч винных туристов посещают Краснодарский край за год.
Руководитель проекта «Визит в Дагестан» Махач Вагабов рассказал, что в республике действуют шесть коньячных предприятий, но водить туда туристов довольно сложно, в том числе потому, что в период поста запрещено продавать алкоголь. Зато регион довольно активно проводит мастер-классы, обучает поваров, привозит кулинарных экспертов, а также снимает фильмы о дагестанской кухне, их набралось уже порядка 60.
Фуд-журналист, блогер и автор книг о кухне России Павел Сюткин выразил сомнение по поводу монетизации гастротуризма. По его мнению, развитие этого направления в регионах зачастую идет без какой-либо серьезной концепции и инвестиций. «Это инвестиционная игра с нулевой суммой. Но так не должно быть. Решение о развитии гастротуризма нужно принимать на уровне делового сообщества и властей. Выезжать на административном ресурсе, привлекая бизнес на фестивали – тупиковый путь. Кроме того, не всегда администрация региона четко понимает, кто является потребителем такого продукта. Сам продукт должен быть доступен по цене, связан с невыдуманной историей и вокруг него должна формироваться культурная церемония», – поделился рекомендациями спикер.
Руководствуясь таким подходом, перезапуск локального фестиваля с «шашлыком и пивом» решили провести в Торжке. Основатель туристического проекта «Экспедиции в Торжок» Татьяна Соколова говорит, что качество фестиваля во многом определяется качеством участников, поэтому здесь активно ищут поваров и ремесленников. «Так мы получили новую модель фестиваля, оттолкнувшись от бренда пожарских котлет, добавив тематические мастер-классы от известных шеф-поваров, этнографические игры, музыку и лекции. Позже мы начали проводить хлебный монопродуктовый фестиваль. В «пилотной» стадии семь пекарей не только продавали свой продукт, но и делились секретами мастерства. Здесь же мы варили варенье и бесплатно угощали гостей. Хлеб разошелся за первые полтора часа продаж», – рассказала г-жа Соколова.
Одним из наиболее крупных и удачных проектов можно считать фестиваль «Пир на Волге» в Ярославле. Несмотря на то, что в регионе изначально не было своего гастрономического бренда, в 2019 году фестиваль посетили 60 тысяч гостей, включая 18 тысяч туристов. Продюсер проекта Юлия Скороходова говорит, что к нему уже подключились 50 туроператоров, в текущем году по Волге прибыло 19 кулинарных круизов с 1000 пассажиров на борту.
«Мы отказались от концепции монопродуктового фестиваля. Еда – это главный, но не единственный герой, мы рассматриваем ее лишь как способ коммуникации. 85% опрошенных нами туристов отмечают, что принимают решение о поездке, если на территории проходит какое-то мероприятие. Кроме того, мы начали создавать субивенты, которые не обязательно становятся бизнесом, но работают на продвижение. Организовали профильный деловой форум, музыкальный фестиваль Rock-n-mob, «Свадебный пир», где собираются молодожены, чтобы провести церемонию с участием мэра города и приглашенной звезды. В итоге загрузка отелей в Ярославле во время фестиваля больше, чем на Новый год», – подчеркнула Юлия Скороходова.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news