Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Экономика должна быть экономной, но за чей счет?

09:12, 31 марта 2015

Очередную неформальную встречу столичных отельеров Moscow Hotels Talks организаторы посвятили оптимизации затрат – весьма актуальной теме на фоне спада деловой активности. И если в прошлый раз обсуждалась доходная часть, теперь сотрудники гостиничной сферы собрались, чтобы поговорить о расходах. Как правильно рассчитать себестоимость номера? Как лучше контролировать постоянные и переменные траты? А при их оптимизации – как удержать качество сервиса?

Эксперт по бюджетированию и финансовому контролю Евгений Акст дал рекомендации, как оптимизировать уже сверстанный бюджет в конце квартала или даже середине года. Спикер пояснил, надо ли надеяться на помощь небес, когда план по продажам уже недовыполняется, или брать ситуацию в свои руки, а если да, то как именно. Ведь надеяться на непредсказуемый рынок смысла нет. Особое внимание эксперт порекомендовал уделить прогнозу загрузки на следующий квартал и плотному взаимодействию с отделом продаж.

Имеет смысл дополнительно пообщаться и с поставщиками услуг, пересмотрев план отгрузок: «На сегодняшний день многие фирмы готовы либо снижать цены, либо предоставить дополнительные скидки, чтобы удержать клиента», – пояснил Евгений Акст. Не помешает собрать заново всех руководителей подразделений, если именно в таком составе утверждалась расходная часть, и проверить, оправдана ли она.

Многие отели пытаются сократить затраты на хаускипинг, заменяя штатных горничных на аутстаффинг. Да, экономия долгое время была приличной, однако не так давно начались сложности. Эксперт-практик, руководитель аккредитованной организации по классификации объектов туриндустрии «Премьер-Дил» Марианна Королева обратила внимание собравшихся на отток жителей стран СНГ с рынка работников: компания F5 Service, «монополисты» по предоставлению аутстаффинговых услуг и основные поставщики горничных и хаусменов в столичные гостиницы, сообщила об уменьшении числа мигрантов на 74% с 1 января 2015 года. Если же вспомнить, что в 2016 году введут более строгие ограничения на привлечение иностранной рабочей силы, то с аутсорсингом будет еще сложнее.

Ценными комментариями по ходу дискуссии то и дело делился представитель отеля «Бородино». В частности, как обнаружить дополнительные возможности экономии без потери качества; грубо говоря, чтобы не вынуждать постояльца вытираться вафельными полотенцами вместо махровых. Некоторые потенциальные статьи сокращения расходов на первый взгляд незаметны, нужно просто перепроверить все. Например, если снизился процент гостей-иностранцев, то зачем закупать оптом прессу на английском языке? Умножьте-ка этот ежемесячный расход на 12 месяцев – сумма может быть весомой. А наступят хорошие времена – вернете газеты обратно.

Можно подсократить и число «брендовых» аксессуаров, вроде спичек в номере с логотипом компании. На рабочих качествах спичек отсутствие соответствующей картинки на коробке не скажется.

Хотя и здесь нужно быть внимательным: директор по продажам московского SkyPoint Hotel Константин Артемьев напомнил, что чрезмерная экономия на презентабельности тоже не пойдет на пользу: «Печать рекламных материалов на цветном принтере вместо типографской, портье на рецепции не в форменной одежде, а в обычном «белый верх – черный низ» – все это создает иллюзию низкопробного продукта. И провоцирует соответствующие отзывы в интернете. Появляются отклики, что проживание в этой гостинице не стоит своих денег. И впоследствии, когда рынок начнет восстанавливаться, вернуть хорошую репутацию будет необычайно тяжело».

К сожалению, руководство отелей нередко выбирает неверный путь для экономии. Например, сокращает до минимума отдел продаж или увольняет единственного сейлз-менеджера. Ценный совет дала генеральный директор бизнес-отеля «Охотник» Наталья Обыденнова. Она порекомендовала озадачить вопросом сокращения расходов глав департаментов. Лучше уж пусть каждый руководитель отдела сам решит, где конкретно можно уменьшить постоянные затраты на 5-10% без ущерба для результата, нежели сам генеральный директор необоснованно отменит то или это, не разобравшись в нюансах.

Участники дискуссии поделились примерами из практики. В частности, в не очень крупной гостинице вполне реально сэкономить на «шведском столе» – и на продуктах, и на часах работы официантов, оставив завтрак по меню. По поводу затрат на оплату труда Марианна Королева справедливо напомнила, что пока никто не отменял найм студентов «на подхват» с почасовой оплатой: ребятам – ценная практика, а отель экономит на выплатах больничных и отпусков. Даже при нынешнем ужесточившемся трудовом законодательстве можно продумать подходящие обеим сторонам варианты. Можно чуть сдвинуть график работы официантов, допустим, с «от шести до двух» до «с восьми до четырех». Тогда они же успеют обслужить и клиентов, пришедших на обед. Да много чего можно придумать.

В завершение дискуссии модератор – коммерческий директор «Аструс ЦДТ» Андрей Михайлец – попросил экспертов пояснить, как быть в ситуации «лебедь, рак и щука»? То есть, когда при обсуждении обоснованности расходов бухгалтер говорит одно, калькулятор – другое, маркетолог – третье, а коммерческий директор настаивает на четвертом? По мнению Константина Левченко, в этом случае велика роль финансового директора, «которого для того и нанимают, чтобы он рулил процессом». И именно он должен владеть наиболее полной информацией о происходящем в гостинице, анализировать и урезать траты или менять один вид расходов на другие.

«Соглашусь, что расходы на маркетинг никоим образом нельзя сокращать. Это типично российский подход. Почему нельзя зарабатывать на большей загрузке, чуть снизив цену? Перепроверьте распределение переменных и постоянных трат, как только сделаете это – все остальное проще будет привести в норму. В этом и суть работы финансового директора: структурирование видов расходов, и попытка выйти с наименьшими потерями из сложившейся ситуации», – пояснил г-н Левченко.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно