Почему турагентства продолжают работать с центрами бронирования?
Процедура банкротства центра бронирования «Клео Тур» и сервиса онлайн-бронирования туров и перелетов Tour-box.ru еще не начата. Ущерб от остановки деятельности «Клео Тур» не превысит 50 млн рублей, пострадавших будет несколько десятков, сообщил совладелец компании Максим Пузанков.
По его словам, речь идет о туристах, которые не смогли улететь на отдых, потому что турагенты за них не доплатили. «Сейчас ситуация такова, что условно пострадавшими можно назвать именно турагентов: половине из них пришлось доплачивать, чтобы туры клиентов все-таки состоялись. Они с туристами сами договариваются. А мы со своей стороны решаем вопросы с турагентами», – сказал г-н Пузанков порталу «Интерфакс-Туризм».
Компания «Санвэй», известная также как «Клео Тур» и система поиска туров «Тур-бокс», объявила о прекращении работы 27 августа. И пояснила, что это вынужденная мера, следствие полной стагнации рынка на протяжении почти пяти месяцев из-за Covid-19.
«Клео Тур» предложил агентствам аннулировать все туры с датами начала от 29 августа 2020 года и требовать от туроператоров возврата средств. Предложение сомнительное, учитывая, что при добровольном отказе от поездки туроператоры удержат фактически понесенные расходы.
Ситуация осложняется тем, что с 29 августа прекратили свою работу все подразделения и отделы «Санвэй», для получения документов на туры, отдельные услуги или перелет агентствам предложено обращаться напрямую к туроператору.
Туроператоры, в свою очередь, сообщают, что многие туры центром бронирования не оплачены или оплачены не полностью. Некоторые агентства, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами, вынуждены вносить свои деньги. То есть повторяется ситуация, которая потрясала наш рынок за последние два года как минимум трижды.
Напомним, два года назад, 15 июня 2018 года о невозможности исполнить свои обязательства по субагентским договорам сообщила компания-посредник Polar Tour. Тогда пострадало не менее 500 турагентств и до 20 тыс. туристов. Было забронировано туров на 200 млн рублей, средства за большинство из них туроператорам не поступали. Агентства остались один на один со своими финансовыми проблемами. Кто-то считал компанию туроператором, и для многих стало открытием, что ни одно юрлицо из «группы Polar» не числилось в едином федеральном реестре.
Выяснилось также, что у многих агентов не оказалось необходимых документов, в том числе об оплате туров, поскольку деньги они перечисляли на личные карты сотрудников Polar Tour.
Вскоре о прекращении деятельности объявила компания «Интрэвел Столешники», также выступавшая в качестве центра бронирования. Ее ответственность была застрахована в четырех компаниях на общую сумму 80 млн рублей. Здесь ситуация развивалась по более оптимистическому сценарию: клиенты компании в итоге получили компенсации почти до 90% от стоимости тура.
В октябре 2018 года прекратил деятельность «РоссТур», один из крупнейших центров бронирования. Общая задолженность операторам превысила 200 млн рублей. Компания пропускал через себя ежегодно не менее 100 тыс. туристов. Фингарантии трех юридических лица «РоссТура» были оформлены в ERV на общую сумму 150 млн рублей. Но задействовать их оказалось невозможным, потому что центр бронирования практически не создавал свой продукт, а перепродавал туры других туроператоров.
После этих событий доверие агентств к центрам бронирования сильно пошатнулось. Однако, судя по ситуации с «Клео Тур», ненадолго. Точные цифры неизвестны, но эксперты говорят о 450-700 агентствах, работавших с этой компанией.
Почему же турагенты продолжают работать через эти структуры? Есть несколько причин. В основном, это практикую очень небольшие компании, которым трудно выполнить объем продаж, необходимый для сотрудничества с туроператором и не могут оформить с ними договор. Плюс повышенная комиссия и разные бонусы, нет обязательств по планам продаж.
Другие говорят, что дело не в высокой комиссии. Многим просто удобно работать через одно окно, а не отправлять заявки по личным кабинетам на сайтах разных операторов, а потом заводить их в СРМ. В одном окне все видно – важная переписка, необходимая информация, все изменения и перебронирования. Заключил один договор с ЦБ – и бронируешь всех операторов.
Агентства говорят, что дело не в самом институте ЦБ, так как угроза банкротства одинакова и для них, и для туроператоров. Эта позиция понятна. Гораздо труднее объяснить тот факт, что и после всего случившегося с Polar Tour, «Интрэвел Столешниками» и «РоссТуром» многие продолжили участвовать в сомнительных схемах – работать без договоров, оплачивать туры своих клиентов в специальных терминалах «Клео Тур» даже без чеков или отправлять деньги на карточку сотрудника ЦБ, который как-то перечислял их оператору. В итоге сейчас агенты не знают, как доказать туристам, что их деньги были отданы в «Клео Тур», а не присвоены.
Светлана Ставцева, RATA-news