Тревелпорт

Нужно ли увеличивать турпоток на Сахалин и Курилы?

Турпоток на Сахалин и Курилы составляет порядка 300 тысяч туристов в год, в том числе лишь 10% иностранцев. Это, конечно, мало, считает руководитель Агентства по туризму Сахалинской области Наталья Пахолкова.

«В следующем году в Южно-Сахалинске откроется новый международный аэропорт и возможности нашей воздушной гавани вырастут вдвое. Строятся новые гостиницы эконом- и бизнес-класса. Например, скоро появится еще одна «пятерка» – на наш рынок заходит Hilton. В этом году также приобретаем 25 новых туристических автобусов. Мы готовимся к приросту как въездного, так и внутреннего туризма», – рассказала г-жа Пахолкова на круглом столе для российских и зарубежных туроператоров. Встреча состоялась в рамках информационного тура, организованного Ростуризмом и компанией «Интерс-Рус».


По словам Натальи Пахолковой, Сахалин и Курилы привлекает туристов, прежде всего, уникальной природой и гастрономией: «У нас тоже есть вулканы, как на Камчатке, черные пески, как на Тенерифе, скальные арки, как в Таиланде. Есть горы и водопады. Но нас отличает смешение русской, японской и корейской культур, что нашло отражение в городской застройке, местной кухне и менталитете».

Глава Агентства по туризму назвала, по меньшей мере, пять причин посетить Сахалин зимой – горные лыжи, рыбалка, прогулка на снегоступах, ледопады и корейские бани. Как правило, выездные экскурсии в это время проходят на спецтранспорте – джипах, снегоходах и т.д., поэтому речь идет о радиальных поездках из Южно-Сахалинска не более чем на 200 км.

Зимой туристы посещают горнолыжный курорт «Горный воздух», его целевая аудитория – Владивосток, Хабаровск, Камчатка. «На Дальнем Востоке более 40 горнолыжный курортов, но плюс нашего в том, что он расположен в черте города. На острове мягкие зимы, длинный сезон – с середины декабря до середины апреля, хорошее качество снежного покрытия. Нет очень низких температур, как в Хабаровске, влажного воздуха, как во Владивостоке, и хорошо развитая инфраструктура в отличие от Камчатки. А тем, кто не катается, предложим туры на снегоходах и снегоступах, рыбалку на корюшку», – рассказала Наталья Пахолкова.

Власти острова намерены сделать «Горный воздух» всесезонным курортом. Планируется освоение еще трех вершин, в перспективе протяженность трасс увеличится с нынешних 25 до 85 км. Уже построены трассы и подъемники на второй вершине, что позволит расширить зону катания уже в этом сезоне.


«Вместе с операторами мы определили 14 приоритетных маршрутов, которые будут благоустроены в следующем году. Вкладываемся в дороги, навигацию, обустройство кафе, туалетов. Обустраиваем и городскую среду, хотим сделать из Южно-Сахалинска курортную столицу. Нам очень не хватает прогулочного променада с сувенирными магазинчиками и ресторанами, сети рынков, где можно не только купить, но и поесть морепродукты», – пояснила глава Агентства по туризму.

Значительная часть туристов, прибывающих на Сахалин, отправляется на Курильские острова, наиболее развитые среди них – Итуруп, Кунашир и Шикотан. Курилы в этом году стали доступнее. Еще год назад перелет с Сахалина на острова стоил 36 тыс. рублей, а сейчас – 11-12 тыс. рублей.


Много внимания уделяется развитию этнографического туризма. На острове, преимущественно в его северной части, проживают более 4 тысяч нивхов – это коренной малочисленный народ. А первая этнодеревня появилась на юге Сахалина. В «Айна тур» есть питомник ездовых собак и северных оленей. Туристов не только знакомят с историей нивхов, но и катают на собачьих и оленьих упряжках.


Руководитель Сахалинского ТИЦ Олег Романов добавил, что в этом году на острове побывали 14 групп из Японии, всего около 600 человек. На выставке JATA Tourism Expo 2019, прошедшей в Осаке, была достигнута договоренность с JNTO о чартерной программе на Сахалин в летнем сезоне 2020 года. Речь идет о 15 чартерных рейсах по 150 пассажиров на борту в период с июня по август.

По оценкам сахалинских операторов, минувшим летом турпоток на остров вырос на 20- 50%. Средняя загрузка отелей составляла 60%, а в этом году достигла 75%.

Как сообщил в разговоре с RATA-news заместитель генерального директора «Би-томо» Евгений Резницкий, компания ежегодно принимает порядка тысячи японских туристов. С этого года оператор работает и на внутренний туризм. «Пока поток небольшой, обслужили около 170 человек со всей страны. Понятно, 50% из Москвы, едут также из Хабаровска, Владивостока, Сибири, центральной части России. Как правило, смотрят Сахалин и Курилы, а вот 90% иностранцев совмещают посещение Сахалина с Москвой и Владивостоком. По текущим бронированиям на следующий год с зарубежных рынков мы уже имеем 60-70% от объемов этого года», – уточнил он.


Руководитель компании «Мега Тур» Юлия Бак подчеркнула, что специализируется на приеме туристов из Южной Кореи. Турпоток подрастает, корейцам нравится курорт «Горный воздух», также большой интерес вызывает история острова. На Сахалине большая корейская диаспора, многие хотят увидеть, где раньше жили их бабушки и дедушки. «Туристы из Кореи стали регулярно приезжать к нам два года назад. Начали прием с 30 человек, а в этом году приняли уже около 300, – заметила она. – Развиваем и внутренний туризм. У гостей из Москвы, Казани, Центральной России популярен комбинированный маршрут Сахалин – Курилы».

Для знакомства с Сахалином на остров прибыли туроператоры из Москвы, Кемерово, Санкт-Петербурга, Иркутска, с Алтая, из Германии и Чехии. За три дня успели побывать на Охотском море, откушать крабов и гребешков и даже подняться на заснеженный останец Лягушка.


Михаил Богер, Russia Travels (Франкфурт-на-Майне): «После презентаций местного турпродукта даже создалось ощущение, что Сахалина мы так и не увидели – настолько богатые у острова возможности для туризма. Хотя от всего, что все же удалось посмотреть, я в полном восторге. Таких крабов, как здесь, я в жизни не видел. Хочется приехать еще раз, обязательно буду присылать туристов. Не хватило только улыбок от персонала, в ресторанах и гостиницах уж больно все суровые».

Игорь Кузьмин, «Тари Тур»: «К увеличению объемов перевозки из Японии на будущий год нужно готовиться уже сейчас. Японцы – специфические туристы. Им важно, в первую очередь, строжайшее выполнение контрактных условий. Любое отклонение от программы недопустимо или надо заранее проговаривать с ними такую возможность. Также для азиатских туристов крайне важны гиды со знанием языка. Для того же японца англоговорящий гид – это провал, он толком ничего не поймет.

Сахалин в силу своего островного положения ограничен в турпотоке. Невелик здесь и номерной фонд. Понятно, что японцы будут жить только в отелях не ниже уровня 4*, а их пока недостаточно.

Не сомневаюсь, что со всеми проблемами Сахалин справится. Редко встречаешь у руководителей местной туротрасли и представителей турбизнеса такое четкое понимание – что, зачем и как делать для развития туризма в регионе».


Лиля Вольф, Troika (Штутгарт): «По дороге к воротам японского храма успела даже влюбиться в непогоду, в шум штормящего моря. Очень красиво сочетание белого, коричневого и серого тонов, летом таких пейзажей не увидишь. Перед поездкой думала, что в комбинированном туре надо отвести всего по три дня на Владивосток, Сахалин и Камчатку, а сейчас понимаю, что на один Сахалин надо закладывать хотя бы неделю. Остров вызывает желание вернуться.

Уверена, что туристам из Германии понравится активный отдых на Сахалине. Сама хочу проехать на велосипеде по старой японской железной дороге к грязевому вулкану, увидеть Чертов мост, собрать моллюсков на озере Буссе. И мне очень нравится, что на острове нет массового туриста, что природу не затоптали. Надо все это сохранить».

Татьяна Букина, «Континент Тур» (Кемерово): «Мы летим на Сахалин прямым рейсом из Новосибирска. Минимальная стоимость билета – 29 тысяч рублей, а в сезон доходит до 45-56 тысяч. Наши туристы разбалованы, бывали во многих странах, понимают, что такое сервис. И перед ними выбор: полететь за 40 тысяч рублей в Таиланд или Вьетнам в хорошую «пятерку» или за 100 тысяч на Сахалин. Надо решать транспортный вопрос, пробивать субсидии от региона, иначе турист такую поездку не потянет.

Очень важен гид. Например, я за три дня почти не поняла истории Сахалина. Но всего за 50 минут великолепный экскурсовод Константин из краеведческого музея рассказал об острове так, что все стало понятно. Вот бы эту экскурсию нам сделали в первый же день, мы бы смотрели на Сахалин, его культуру и менталитет жителей другими глазами. И надо научить персонал в кафе, отелях, музеях улыбаться гостям».


Ирина Слесарева, «Арго» (Барнаул): «Мне кажется, на Сахалине в любую погоду хорошо, главное – правильно вести экскурсию, настроить туристов на позитив. Нужны интерактивы, и хорошо бы гид подавал информацию через эмоции, а не вещал, как радио.

Мое мнение – не нужно увеличивать турпоток на Сахалин и Курилы. Не хочется, чтобы получилось, как с Алтаем. Там много интересных туристических объектов, в том числе, под охраной ЮНЕСКО, но они уже не в том состоянии, как 10-15 лет назад. Это практически природная катастрофа, и туристы это замечают. Надо направлять потоки в нужное русло, но ни в коем случае не наращивать. И обустраивать природные объекты для безопасного посещения».


Елена Била, J.R. Tour (Чехия): «Южно-Сахалинск понравился – уютный компактный город. И чехам он тоже понравится. Но не поняла, куда пойти вечером попить кофе. Была бы улочка с кафешками, где можно было бы самостоятельно прогуляться. И в каждом отеле надо раздавать городские карты, чтобы туристы не заблудились, и, кстати, отмечать в них лучшие кофейни.

 Природа на острове великолепная, впервые море увидела Охотское море, поела крабов. Прогулка к храмовым ворота стала настоящим приключением. Вот об этом и буду всем рассказывать.

Но должна быть местная сувенирка, к примеру, крабовый панцирь. Надо их обрабатывать, покрывать лаком и продавать туристам. Будут с удовольствием брать, я бы купила. А так пришлось самой это панцирь чистить после обеда. Скучно везти с Сахалина футболку, а панцирь краба – это круто».

Наталья Панферова, RATA-news
Фото Екатерины Мясниковой