РАТА-новости
Карлсон 15.05-15.06
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июнь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№2427Национальные парки взимают плату незаконно, но без денег им не прожить

Национальные парки взимают плату незаконно, но без денег им не прожить


В национальном парке «Смоленское Поозерье» прошел всероссийский семинар-совещание «Актуальные вопросы развития экологического туризма в национальных парках России». За одним столом впервые собрались руководители всех национальных парков страны, представители некоммерческих и общественных организаций. Туристическую отрасль представляли Российский союз туриндустрии, Туристско-спортивный союз России, Федерация альпинизма России, Всемирный фонд дикой природы, редакции газет «Вольный ветер» и «Заповедное братство», НП «Партнерство ради заповедников», эколого-просветительский центр «Заповедники», Национальная ассоциация сельского туризма и Фонд развития экологического туризма «Дерсу Узала».

Открыл семинар директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Ринат Гизатулин. Он рассказал, что, по данным Минприроды, объем собственных средств, полученных национальными парками в рамках осуществления туристско-рекреационной деятельности, в прошлом году достиг 232 млн. руб., увеличившись за два года на 61%. Общее количество посетителей возросло в 2008 году по сравнению с предыдущим годом в 2,3 раза и составило 5730 тысяч человек, в том числе 9,7 тысяч - иностранные граждане. Иностранцы посетили 24 нацпарка, проявив наибольший интерес к «Куршской косе» (Калининградская область), «Паанаярви» (Карелия), «Приэльбрусье» (Кабардино-Балкария), «Лосиному острову» (Московская область), нацпаркам «Забайкальский» (Бурятия) и «Прибайкальский» (Иркутская область).

Вместе с тем, по мнению заместителя директора департамента Минприроды Всеволода Степаницкого, выступавшего с основным докладом, в 75% национальных парков России их огромный туристский потенциал используется малоэффективно. В этой связи необходимо в ближайшее время разработать программу развития туризма для каждого национального парка, создать качественную инфраструктуру для приема и обслуживания посетителей, а также развивать рекламно-информационное обеспечение природных и историко-культурных особенностей особо охраняемых природных территорий.

В правовой сфере для обеспечения развития экотуризма в национальных парках Минприроды РФ подготовлен законопроект о внесении изменений в закон «Об особо охраняемых природных территориях». Он предполагает комплексный подход к вопросам сохранения и рационального использования рекреационных ресурсов, формирование прозрачных арендных отношений в национальных парках, создание предпосылок для привлечения крупных инвесторов. Не секрет также, что Минприроды выступает за создание государственной компании в сфере особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Первые идеи о создании подобной компании были озвучены Ринатом Гизатулиным в апреле 2008 года. Выступая на семинаре с докладом о проблемах развития туризма в российских национальных парках и заповедниках, он отметил, что создание государственной компании позволит решить все вопросы организации туризма, строительства инфраструктуры в нацпарках и заповедниках.

Директор департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма Надежда Назина в своем выступлении охарактеризовала ситуацию, сложившуюся сегодня на туристическом рынке. По ее словам, несмотря на то, что экотуризм занимает пока скромное место в структуре путешествий россиян, спрос на экологические туры растет, и Минспорттуризма придает важное значение развитию этого вида отдыха, популярного во всем мире.

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько остановился на наиболее проблемных аспектах сотрудничества нацпарков с турбизнесом. По мнению главы РСТ, они связаны, прежде всего, с несовершенством соответствующего законодательства и правоприменительной практики. Это касается, в частности, неурегулированности вопросов землепользования частными инвесторами на ООПТ, а также практики незаконного взимания платы за их посещение.

Тема поборов стала основной в последующей дискуссии общественности и директоров нацпарков. Главный редактор газеты «Вольный ветер» Сергей Минделевич привел конкретные примеры из практики, в частности, «Приэльбрусья». Директора нацпарков говорили в ответ, что подобная практика широко распространена за рубежом и без взимания платы с туристов парки в нынешних российских условиях просто останутся без средств к существованию.

RATA-news попросила Сергея Шпилько высказать свое мнение по поводу этих разногласий и возможности решения проблемы.

- Главная проблема - в нищенском финансировании нацпарков государством, которое ставит под угрозу сохранность уникального природного наследия страны. Но речь идет не только о необходимости кардинального увеличения расходов на эти цели из бюджета. Необходимо профинансировать за счет государственных средств создание современной туристской инфраструктуры и дать паркам возможность существовать в значительной степени за счет ее эксплуатации. Либо стимулировать привлечь к созданию этой инфраструктуры частных инвесторов, защитив их права собственности от чиновничьего произвола с одной стороны, а природу от бизнес-беспредела с другой. Решить такое уравнение будет непросто.

- А что вы все же думаете о плате за вход на территорию нацпарка?

- Думаю, сбор денег незаконный, хотя бы с точки зрения Гражданского кодекса. И важно, что в этом вопросе Минприроды публично встал на сторону закона. Другое дело, что, в конечном счете, без этой платы, вероятно, не обойтись, как и без билетов для входа в музеи. Главное, чтобы это не была плата «за воздух», за неоказанные или навязанные услуги. Законом должен быть точно определен минимальный перечень услуг, гарантируемый посетителям национальных парков. И, коль скоро речь идет об услугах естественных монополий федерального подчинения, размер этой платы должен регулироваться централизованно, а сверх гарантированного государством набора услуг - самостоятельно администрацией нацпарка, но тогда уже пользование этими услугами должно быть добровольным. Как с обязательным и добровольным медицинским страхованием.

- Полагаете, совещание в «Смоленском Поозерье» ускорит решение этой задачи?

- Думаю, да. Во всяком случае, придаст ее решению значительный импульс. Важно, что мы нашли общий язык с профильным департаментом Минприроды, будем участвовать в обсуждении проекта поправок в закон об ООПТ. Думаю, найдет поддержку наше предложение о создании при Минприроды общественного совета по развитию экотуризма и рекреационному природопользованию. И хотя временами дискуссия на семинаре приобретала излишне эмоциональный характер, мне кажется начало коллективного диалога «туристов» и нацпарков состоялось.

- А как вы относитесь к идее создания государственной компании по нацпаркам?

- C осторожностью. Скорее я сторонник создания на первом этапе национальной гостиничной цепи в нацпарках и заповедниках, чтобы начать в этой сфере процесс формирования стандартов сетевого сервиса, а на его основе - ликвидного турпродукта. Но не считаю, что эта сеть отелей в ООПТ должна быть единственной, и что управление должно осуществляться самими госорганами. В перспективе же ставку в работе ООПТ с инвесторами стоило бы в большей степени строить на концессионной основе.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100