Страховщики решили отказаться от предоставления туроператорам фингарантий
Всероссийский союз страховщиков принял решение отказаться от страхования ответственности туроператоров. Об этом заявила вице-президент объединения Светлана Гусар на круглом столе по проекту федерального закона № 831599-7, который 19 ноября провел комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
Проект федерального закона № 831599-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части правового регулирования функционирования единой информационной системы электронных путевок)» вводит в оборот систему «Электронная путевка». Он был принят в первом чтении 12 мая 2020 года, второе было назначено на июль. Однако предложенные к этому моменту поправки кардинально меняли его содержание. В частности, в них шла речь о создании альтернативного механизма обеспечения ответственности туроператоров – гарантийного фонда, фактически дублирующего уже действующие по линии «Турпомощи». Под давлением общественности второе чтение было отложено. Но, как ожидается, оно может состояться в ближайшее время.
В ходе круглого стола в Госдуме представители отраслевых объединений и туроператоры вновь отметили несвоевременность принятия этого закона. За него выступила лишь вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Светлана Гусар. По ее словам, сейчас страховые компании выступают держателями 90% всего объема ответственности туроператоров. В 2020 году, несмотря на пандемию, заключено 5 тыс. договоров с лимитом ответственности 19 млрд рублей. «При этом весь рынок по итогам 2019 года не превышает 300 млн рублей. Это значит, что страховщики взяли 300 млн рублей, но несут ответственность в размере 19 млрд рублей. И это в период, когда опасность банкротства большого числа туроператоров очень высока», – сказала она.
По словам г-жи Гусар, летом ВСС отправил председателю правительства письмо о том, что страховщики планируют отказаться от страхования финансовой ответственности туроператоров. «Это значит, что в ближайшее время турбизнес столкнется с невозможностью продлить соответствующие договоры и компании будут исключаться из федерального реестра», – сказала она.
«Есть вопросы по срокам внедрения, лимитам ответственности операторов, порядку отчисления средств. Их надо обсуждать, но ВСС однозначно поддерживает внесенные авторами поправки ко второму чтению законопроекта о создании гарантийного фонда туроператоров», – заметила г-жа Гусар. По ее словам, в свое время банки были против создания Агентства страхования вкладов, но эта система работает, она повысила доверие потребителей к рынку. Страховщики также не очень хотели формирования компенсационных фондов, но они работают и делают рынок прозрачным.
По окончании круглого стола в чатах комитетов Российского союза туриндустрии завязалась дискуссия на тему фингарантий. Как пояснила исполнительный директор компании ERV и руководитель комиссии по страхованию РСТ Юлия Алчеева, в своем выступлении на круглом столе Светлана Гусар отразила консолидированную позицию страхового рынка: «Все страховщики – члены СРО, мы решили единогласно отказаться страховать туроператоров после 31 декабря 2021 года. Мы об этом открыто говорим на всех уровнях, чтобы регуляторы туротрасли услышали и успели принять альтернативные меры».
«Для нас страхование ответственности операторов с 2014 года убыточно. В этом году добавилась пандемия плюс отсутствие достаточной перестраховочной емкости, которая уходит на санкционные риски и страхование космоса, сельское хозяйство, обязательные виды, опасные объекты», – заметила она. К тому же, полагает эксперт, бесперспективна сама зависимость турбизнеса от решения страховщиков или банков. «Не должно страхование заменять лицензию и допуск на рынок. Финансовые гарантии должны быть не в виде договоров страхования или банковских гарантий, а виде фонда, – говорит г-жа Алчеева. – В строительстве это уже поняли, за последние 13 лет в этом убедились и мы в туротрасли. Время уходить с этого рынка наступило у еще до пандемии, но мы остались, чтобы поддерживать операторов с гарантиями до конца 2021 года – согласно постановлению правительства»,
По мнению других участников дискуссии, страховщики могли бы занимать более конструктивную позицию, так как в пандемических условиях страховой рынок оказался в более выигрышном положении, чем туризм. Тем более что есть немало примеров, когда десятки и сотни добросовестных туроператоров были вынуждены страховаться по несколько раз за год из-за банкротств страховых компаний. Вот лишь некоторые.
В мае 2016 года осталась без лицензии компания «Авангард-Полис», которая предоставила фингарантии 187 туроператорам. Уход с рынка компании «Универс-Гарант» в июне 2016 года оставил без оплаченного страхования ответственности 119 туроператоров, еще 26 лишились возможности отправлять туристов за рубеж. В августе того же года Ростуризм исключил из единого федерального реестра почти 90 туроператоров, которые оформили финансовые гарантии в компании «Внешэкономстрах». Лишение лицензии «Якоря» в 2018 году вынудило 455 (!) туроператоров повторно оплачивать договоры о фингарантиях в других страховых компаниях. В прошлом году от банкротства Национальной страховой компании Татарстан (НАСКО) пострадали 111 туроператоров.
Глава комиссии по туриндустрии РСПП Сергей Шпилько указывает на нестыковки в позиции страховщиков: «Заявление о том, что всё страхование ответственности туроператоров убыточно, не соответствует действительности. Большая часть договоров заключена с туроператорами по внутреннему и въездному туризму. С них страховщики собирают пусть небольшие деньги, но на протяжении многих лет и при полном отсутствии страховых случаев – 100% безубыточный бизнес».
Гарантийный фонд, о котором говорится в законопроекте об электронной путевке, это тоже отнюдь не Агентство по страхованию вкладов, а частная лавочка с правом инвестирования полученных от туроператоров средств. И деятели страхового бизнеса. которые ратуют за создание такого фонда, не понимать этого не могут.
Неправда и то, что ВСС выражает заинтересованность всего страхового сообщества в отказе от страхования ответственности туроператоров. Иначе не было бы этих 5 тыс. договоров, заключенных в условиях кризиса в нынешнем году.
Зададимся простым вопросом, почему ВСС выступает за полный отказ от страхования ответственности туроператоров? Казалось бы, не хочешь – не страхуй. Но тогда лакомое страхование выезжающих за рубеж (ВЗР) может уплыть к тем, кто согласится оформить туроператору фингарантии. Так что письма ВСС в правительство и ЦБ – не что иное, как попытка ограничения права предпринимательской деятельности своим же коллегам по страховому цеху, а также использования туроператорами страхования ответственности как формы финансового обеспечения. И если это получится, страхование ВЗР будет активнее перетекать в крупные компании.
И борьба за прозрачность рынка здесь ни при чем. Если бы страховщики этого действительно хотели, давно приняли бы предложение РСТ страховать ответственность по каждому отдельному договору с клиентом. Тогда бы не возникало вопроса о достаточности страхового покрытия. Но каждый раз ответ бы один – нам это невыгодно.
Другое дело, что с периодическим закрытием государством границ с отдельными странами или в целом, как прошедшей весной, и перекладыванием убытков на туроператоров, предпринимательские риски турбизнеса сильно возросли. И страховые – тоже. Так что без перераспределения ответственности между государством, туристом как потребителем и турбизнесом, похоже, не обойтись».
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»